Новости
🎄🎄🎄 Новогодние ёлочки в Севастополе 🎄🎄🎄
🎄Огромный ассортимент хвойных к новому году
🎄Ель обыкновенная, голубая, коника
🎄 Пихта
🎄Сосна
🎄 Можжевельник
🎄 Туя
Препараты для осенней обработки:
хорус
децис
селитра
Кабинет министров Украины Национальный аграрный университет
Южный филиал «Крымский агротехнологический университет»
Контрольная работа по декоративному садоводству.
Тема: «Формовый сад. Декоративные стили».
Выполнил: студент 4 курса
Факультета тпх и пппв
Специальности садово-парковое хозяйство
Заочной формы обучения
Сергеева Дарья
Симферополь 2006.
Вариант № 1.
1. декоративные стили в ландшафтном дизайне
Стилистика садов
Самый сложный вопрос в характеристике садово-паркового искусства – его стилистическая направленность. Стиль в ландшафтном дизайне – это определенная трактовка основных правил и приемов планировки. В понятие стиля входит планировочное решение сада, использование определенных растений, тип декоративного мощения и даже форма садового оборудования и малых архитектурных форм. Стиль сада определяется архитектурным стилем, в котором построены основные строения. Но в большей степени это дело вкуса и отражение стиля жизни владельца сада. Современные стили малого сада только соприкасаются со стилистикой садов прошлого. В ландшафтной архитектуре есть два основных стиля: регулярный и пейзажный. Они и являются основой для разных течений ландшафтного дизайна.
Регулярный стиль предполагает строгую симметрию в планировке сада. Регулярному стилю присуще прямые линии и композиция. Эмоциональная особенность стиля – приподнятость, торжественность, театральность, строгость. Регулярный стиль роскошен. Стриженые деревья, орнаментальные цветники с обилием цветов и оттенков. Люди испытывают удовольствие при ощущении порядка. Важным элементом регулярного сада была вода: строгой формы бассейны с фонтанами, каскады. С низким партером резко контрастировали боскеты – ровно подстриженные в виде стенок деревья и кустарники. Садовники использовали их для создания в саду целой системы маленьких «зал» и «кабинетов». Какие-то идеи наверняка можно использовать в собственном саду. Уютным уголком может стать небольшая диаметром, полукруглая ниша со скамьей, отделенная от дома живой изгородью или вьющимися растениями.
Регулярный стиль ландшафтного дизайна. Иногда можно только удивляться тому, насколько некоторые реальные явления окружающего мира не соответствуют нашим представлениям о них. Так, например, англичане, которых принято представлять сухими и чопорными, создали свободный пейзажный стиль ландшафтного дизайна. А французы, которые традиционно считаются нацией фривольной, чувственной и эмоциональной, явились родоначальниками упорядоченного регулярного стиля ландшафтного дизайна. Впрочем, если вспомнить, что англичане еще в начале 13-го века вынудили своего короля подписать Великую Хартию Вольностей, а Франция в эпоху Людовика XI, когда, собственно, и зародился регулярный стиль ландшафта, была вершиной абсолютизма, то все становится на свои места. Регулярный стиль садового искусства находится в русле идей классицизма. Лейтмотив этого стиля – порядок. Четкость плана и строгость линий – это главное, что отличает парки регулярного стиля. Чаще всего панорама такого парка разворачивается в одной плоскости. Если же рельеф этого не допускает, то территория оформляется в виде просторных террас, которые заканчиваются подпорными стенками и соединяются между собой широкими лестницами. Примером такого сада является роскошный парк в Петродворце с его знаменитыми фонтанами. Разбивка его началась при Петре I и продолжалась при его преемниках, когда сады европейского стиля были в особой моде по всей континентальной Европе. Главный вход в парк регулярного стиля располагается обычно в его нижней части, а центральная точка – в верхней, и входящего сразу подавляет величественность открывающейся перед ним картины. Впрочем, не менее величественно панорама парка выглядит и сверху. Для регулярного парка подбираются растения, хорошо поддающиеся стриже. И следует отметить, что сады этого стиля нуждаются в особенно тщательном уходе. Стоит пренебречь этим правилом – и парк за несколько лет потеряет свою строгую красоту. К сожалению, нечто подобное произошло с парками курортов Абхазии, заложенными при Сталине, когда мода на регулярный стиль в ландшафтном дизайне вернулась вместе с имперским классицизмом в архитектуре. После трагических событий начала 90-х за этими парками перестали ухаживать, и сейчас они превратились фактически в дикий лес. В то же время парки регулярного стиля, за которыми постоянно ведется тщательный уход, сохраняют свою привлекательность десятилетиями и даже веками. Этот стиль по-прежнему считается основным при обустройстве правительственных резиденций.
Пейзажный стиль или английский, считается родиной паркового направления в Европе. Он пришел из Китая и Японии с их преклонением перед красотой естественных пейзажей и убеждением, что равновесие достигнуто и при живописном, ассиметричном расположении объектов. Ассиметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. Каждый участок может быть решен с более полным учетом его естественных ландшафтных особенностей. Именно из этого стиля мы можем заимствовать приемы оптического увеличения пространства, что важно для малого по площади современного сада. Цветов в Английском саду высаживалось мало. Цветники компоновались возле дома или водоема. Имеет большое значение характер растений, сочетание их формы и цвета. Дорожки из тротуарной плитки, широко применяется гравийный отсев или натуральный камень. Пейзажный стиль пришел с Востока – из Китая, где регулярного стиля вообще никогда не существовало. Позже это трепетное восприятие природы перекочевало на острова Японии. Пейзажный стиль ландшафта. Англия во все времена была самой свободной из всех стран, когда либо существовавших на земле. Вольный дух баронов, вырвавших у короля Джона, младшего брата Ричарда Львиное Сердце, Великую Хартию Вольностей, и дух йоменов Робин Гуда из Шервудского леса продолжал жить в англичанах вне зависимости от причудливых поворотов истории. Оттого, наверное, и английские парки во все времена были похожи на этот самый Шервудский лес – только облагороженный, с аккуратно подстриженными газонами, удобными дорожками и тщательно продуманным расположением растений – так, чтобы пространство сада казалось более естественным, чем сама природа. В саду пейзажного стиля не бывает прямых линий и растений, выстроенных по линеечке. Извилистые дорожки соединяют куртины и отдельно стоящие растения, разбросанные в живописном беспорядке. Берега водоемов плавно изгибаются, и искусственные пруды невозможно отличить от естественных. Все в таком саду подчинено одной главной идее – следованию природным образцам. Однако если присмотреться, то можно заметить в устройстве английского сада своеобразный порядок – след мысли дизайнера ландшафта. В высадке растений соблюдается определенная иерархия. Они высаживаются ярусами – большие деревья, подлесок, кустарники, цветы, газон. Для этих композиций, имитирующих природный пейзаж, подбираются растения, которые наилучшим образом сочетаются, друг с другом по цвету и фактуре. При проектировании английского сада учитываются даже сезонные изменения цвета листвы, травы и цветов. Оттого пейзажные сады одинаково великолепно выглядят и летом, и осенью, и даже зимой.
Итальянский стиль - это разновидность регулярного стиля. Это небольшой садик возле виллы или парк, окруженный стеной или подстриженной живой изгородью. Площадь итальянского сада разбита (так же как в регулярном) на простые геометрические формы. В центре композиции располагается водоем или фонтан, а вокруг него цветники или мощеная площадка. Клумба в формальном стиле (круг, овал или квадрат). Патио, приподнятое на несколько ступенек примыкающее к дому, является характерным элементом итальянского сада. На террасе расставляется садовая мебель, вазоны с цветами, скульптуры. Скульптура – неотъемлемая часть итальянского стиля. Скульптурное оформление фонтанов, гротов, цветников, аллей придает итальянским садам сильное эмоциональное восприятие. Деревья и кустарники в итальянских садах и парках обычно стригут в форме куба или шара. Дерновые скамьи и террасы – это тоже часть итальянского сада.
К концу Х1Х в. наметилось относительно ясно выраженное новое стилистическое направление, родственное архитектуре «модерна». Стиль модерн отличался простотой линий и объемов. Простые ограждения, строгие линии. Девиз садового модерна - «чем меньше, тем лучше». Детали – строго контрастные. Контейнеры для цветов в виде бетонных емкостей или терракотовых горшков, простых по форме. В планировке сада преобладают геометризированные кривые линии. Мощение из плит, выложенных в виде геометрических рисунков с чередованием светлых и темных тонов, возможны вставки строгих линий из современных материалов.
Голландский сад как будто сошел с картин старых мастеров, сохранив свои традиции. Основой является хорошо ухоженный газон, по его периметру высаживается миксбордер из цветов и красивоцветущих лиственных кустарников. Вдоль забора – стриженая изгородь. Отличительной чертой голландского стиля является наличие атрибутов сельской жизни – маленькая тачка с поставленными на нее цветами, садовая скульптура.
Японский сад стал излюбленным стилем малого сада. Это театрализованный миниатюрный садик с фонариками, мостиками и зонтиками. Каждая деталь несет в себе сложный внутренний смысл. Мощение дорожек в виде имитации волн на песчаном или гравийном покрытии. Принцип японского сада – ощущение спокойствия и отдыха, созерцание природы и миниатюризация. Некоторые сады подобны иероглифам, и нужно уметь их читать. Японский сад компонуется главным образом из вечнозеленых деревьев, где зонтичная сосна – одна из ведущих культур с использованием камней различных оттенков и форм создает в садах необычайное разнообразие. В теории японского садового искусства существуют разные по сложности композиции. Наиболее простая – стиль Со и наиболее сложная – стиль Дзио. Эти композиции рассматриваются в решении двух типов садов – плоский и холмистый. Японский сад украшается антикварными предметами, каменными фонарями и вазами. Среди цветочных «японских» растений в России акклиматизировались хоста и астильба. Японский стиль ландшафта. Японский сад – это органичная часть всей японской культуры, в основании которой лежит удивительный синтез национальной религии синто и особой разновидности буддизма – философии дзен. Большинству европейцев японская культура кажется парадоксальной и странной. И это неудивительно. Ведь дзен отдает предпочтение чувствам и интуиции, просветлению и озарению, и здесь неуместен свойственный европейцам рациональный подход. По этому принципу построено японское искусство, японская поэзия, японская икебана и, конечно, ландшафт японских садов. Японский сад может состоять из тринадцати камней, один из которых всегда скрыт от взгляда. Японский сад может состоять из одного дерева. Наша компания при посадке деревьев для данного вида ландшафта подберет и предложит заказчикам наиболее подходящие виды растений. Японский сад может иметь несколько шагов в длину и ширину, и, делая эти шаги, вы будете перешагивать через растущие в нем деревья. Об этих деревьях стоит рассказать особо. Они широко известны в мире под названием бонсаи, и их выращивание – это сложный кропотливый труд.
Бонсаи – это самое настоящее дерево, которое в естественных условиях могло бы вырасти до многометровой высоты. Но, подрезая особым образом его корни и крону можно превратить дерево в маленькое растение с причудливо изогнутыми ветвями и изящными миниатюрными листьями. Японская культура лишена стремления к гигантизму и к избыточной роскоши. И в ландшафте японского сада не бывает ничего слишком большого, слишком яркого и слишком вычурного. В японском саду не увидите буйства растительности и калейдоскопа цветов и красок. Но в то же время здесь нет и ничего второстепенного. Можно сказать, что каждый элемент ландшафта сада является центральным. И больше того – представляет собой центр маленькой вселенной. Стоит убрать любую деталь – и гармония нарушится. Вода, дорожки, камни, маленькие, но изумительные в своем изяществе садовые бонсаи, ветви цветущей сакуры и белые лотосы на воде – все в японском саду навевает мысли о вечном, о бесконечном совершенстве мироздания, о плавном круговороте жизни и о нирване, как месте безграничного покоя.
Американский стиль – законодателями стали первые американские колонисты. Основные материалы строительства – кирпич и доски используются и при оформлении сада. Мощение из плитняка, либо дощатые настилы. Для дорожек часто используется покрытие из щепы. Популярны анималистические скульптуры из дерева и камня. Контейнеры для растений – из терракоты, выкрашенной в белый цвет. Основное настроение стиля – мягкий, ленивый темп жизни. Поэтому преобладают солнечные веранды, перголы, увитые цветущими лианами. Садовая мебель – традиционный гамак, складные кресла с плетеными спинками.
Сельский стиль, «деревенский» стиль определяется близостью к природе. Текстура и цвет составляющих элементов сада повторяет материалы, из которых построен дом – дерево, кирпич или естественный камень. Большое количество цветов всевозможных расцветок – особый шарм деревенского сада. Растения, в том числе и цветы не изысканных садовых форм, а простые, скромные. Садовые строения, сараи, и хозяйственные постройки закрыты лианами. Лучшие места в саду отводят под овощные культуры. Садовую мебель лучше сделать своими руками из природных материалов: чурбаны вместо стульев, стол из спиленного дерева. Емкости для растений – простые глиняные горшки, мощение дорожек – из плитняка или кирпича. Даже простые цинковые ведра и лейки служат не только для полива, но и как элементы декора. Ограждения – только из досок или плетень, кирпичные стены и ограды из «старого» кирпича, изобилие лиан (хмель, дикий виноград).
Русский стиль. Русский человек всегда отличался искренней любовью к природе, перемудрить которую, переиначить на свой лад ему и в голову не приходило. Русский загородный сад с липовыми аллеями и дубовыми рощами, зарослями сирени и шиповника, лесной таволги и пестротой цветущих лужаек, был естественным продолжением окрестных лесов, но и одновременно продуманным доходным хозяйством. Красота и польза соединялись в поэтический образ сада, все составляющие которого взаимно дополняли друг друга. Естественный природный сад, столь распространенный ранее на Руси, в наше время получает все большую популярность, и, по-видимому, именно этот вид сада станет образцом сада будущего и представителем того самого нового стиля, все более распространяемого во всем мире. В Германии это «натургарден», в Англии – «экогаден», во Франции – «жарден дю натур»….. в настоящее время этот стиль очень востребован, и пользуется популярностью.
Мавританские сады. Мусульманские (мавританские) сады зародились в ту эпоху, когда бедуины из аравийских пустынь стали завоевывать большие города, переселяться в них и обустраивать их сообразно своим представлениям о красоте и комфорте. С одной стороны, эти сады являются прямыми наследниками роскошных садов древнего Востока – тех самых, которые в античные времена относили к числу чудес света. А с другой стороны, мусульманские сады несут на себе отпечаток исламских легенд, а также особого отношения к воде, характерного для бывших жителей пустынь. Центром жизни в пустыне всегда был оазис, а центром оазиса – источник воды. Подобным образом устроен и ландшафтный дизайн мусульманского сада. Его центром обычно служит водоем или фонтан, от которого по сторонам света расходятся аллеи или каналы – как четыре реки, согласно Корану, вытекающие из райского сада. Эти «реки» делят сад на четыре равные части, и в центре каждого квадрата снова можно увидеть источник воды. И если сад велик, то большие квадраты делятся на четыре меньших. Геометрическая правильность ландшафта сада органически сочетается с буйством растительности. Растения в мавританском саду высаживаются свободно и не подвергаются стрижке. Разноцветье трав, листы и цветов и разнообразие превосходных ароматов – еще одна отличительная черта мусульманского сада. Такой сад словно пытается повторить в миниатюре образ мусульманского рая. Недаром основатель секты исмаилитов Хасан ибн Саббах использовал сад в одной из своих крепостей для воспитания преданности. Новых приверженцев секты, одурманив наркотиками, переносили в роскошный сад, где среди деревьев и цветов бродили юные девственницы, и, очнувшись, новичок не сомневался, что он уже в раю. А когда, утомленный любовью и вкушением яств и вина, он снова засыпал, его переносили обратно в крепость и говорили, что только верность Хасану ибн Саббаху и беспрекословное выполнение приказов позволит вернуться в райские кущи навечно.
Однако наивысшего расцвета мавританские сады достигли в средневековой Испании. Когда испанские христиане отвоевали у мусульман Альгамбру, они испытали настоящее потрясение, увидев эту неземную красоту.
Именно испанская разновидность ландшафтного дизайна мусульманских садов легла в основу мавританского стиля, существующего и поныне. Эти сады отличались небольшими размерами – ведь они, как правило, занимали внутренние дворики дворцов и домов. Но, как известно, невозможность развернуться в ширину способствует развитию в глубину. Утонченность и изысканность мавританских садов остается непревзойденной. Это дивное сочетание воды, воздуха, деревьев, цветов и трав, богатство цвета, ароматов и звуков смело можно отнести к наивысшим достижениям ландшафтного дизайна на все времена.
Китайский стиль ландшафта. Япония и Китай находятся рядом и имеют давние связи. Японская культура очень много взяла у Китая – но все же наряду с элементами сходства между этими двумя культурами существуют разительные отличия. Если главной особенностью японского стиля ландшафтного дизайна является безусловная ценность любой детали, любого элемента системы, то в Китае на первый план выходит иерархичность, подчиненность одних элементов другим. Одна из ключевых идей китайской культуры – это гармония законов Вселенной, воплощенная в фэн-шуй – правилах и принципах, регулирующих взаимодействие человека с природой. Устройство ландшафта китайского сада подчинено законам фэн-шуй – законам гармонии и баланса. Причем речь идет не только о гармонии между элементами сада, но и о гармонии между садом и людьми. Можно сказать, что китайский сад – это проекция души его хозяина. И это делает каждый такой сад неповторимым произведением искусства. Китайский сад – одновременно творение человеческих рук и часть природы. Здания, сооружения, скульптуры и малые архитектурные формы гармонично вписаны в нем в искусно обработанный природный ландшафт. Для ландшафта китайского сада характерно стремление к идеальному балансу между водой и сушей, ровными и возвышенными участками, растительностью и свободным пространством. В отличие от японского сада, где нет второстепенных элементов, и любую деталь можно воспринимать, как центр вселенной, в китайском саду обязательно существует центральная композиция, вокруг которой выстраивается все остальное. Из этого центра, как правило, открывается наилучший вид на все пространство сада, а с другой стороны, находясь в любой точке сада невозможно усомниться в том, где находится его центр. В этом проявляется иерархичность китайского стиля. В противоположность японскому саду с его мягкими тонами и плавными цветовыми переходами, китайский сад ярок и многоцветен. В особенности это касается так называемых «смеющихся садов». А сады «угрожающего стиля» наполнены причудливыми и вычурными элементами – нависающими скалами и обрывами, деревьями неестественной формы, страшными статуями мифических существ. Несколько ближе к японским китайские сады «идиллического стиля», но и они сохраняют описанные вше типично китайские особенности, к которым можно добавить еще одну. Если японский сад может быть сколь угодно мал и производить впечатление игрушечного, то китайский сад обычно просторен.
И если в настоящий полноценный японский сад можно превратить маленький укромный уголок приусадебного участка, то под китайский сад лучше выделить весь участок и подготовиться к основательному преобразованию его рельефа и убранства (озеленению, посадке деревьев, устройству цветников и пр).
2. выбор места под формовочный сад.
Формовое садоводство — это выращивание плодовых деревьев, привитых на карликовых подвоях, разнообразных искусственных форм (кордоны, пальметты, пирамиды, гирлянды и др.). Дереву изначально придают желаемую форму. Чаще всего такие сады применяются на ограниченных территориях, для удобства сбора урожая. В небольшом саду такие фруктовые деревья, как яблоню, грушу, персик лучше выращивать в виде кордона, пальметты, веера. Это делает возможном выращивать растения в горшке или большом контейнере. Так же формовый сад особенно экономичен на ограниченном пространстве и пригодны для крошечного садика.
Формовое садоводство, выращивание плодовых деревьев на слаборослых подвоях в искусст-венных формах; обеспечивает высокую урожайность и декоративность.
Из плодовых культур в Формовом садоводстве чаще используют яблоню и грушу, значительно реже – косточковые породы. У яблони и груши наиболее пригодны сорта, отличающиеся умеренным ростом и плодоношением на кольчатках (годичных приростах длиной 1–3 см с одной хорошо развитой верхушечной почкой). Ф. с. более трудоёмко (ежегодная детальная обрезка и подвязка побегов, применение специальных приёмов – сгибание, скручивание, кольцевание ветвей и др.), чем выращивание деревьев с естественными кронами, требует больших знаний и опыта.
По указанной причине для формового сада в наших условиях следует выбирать только сорта, обладающие очень высокой зимостойкостью и способные сохранять свои кроны после особо морозных зим.
Любое плодовое дерево необыкновенно красиво в период цветения и плодоношения. Но когда сняты плоды и облетели листья, сад уже не столь привлекателен. А вот маленькие деревца различных искусственных форм хороши даже после листопада. Особенно же они красивы, когда сплошь покрыты бело-розовыми цветками, а затем гирляндами то желтых, то кремовых, то ярко-красных плодов.
Выращивание искусственных оригинальных форм плодовых растений получило название формового садоводства. К сожалению, оно сейчас мало распространено в России, а в нашей области вообще отсутствует. А ведь формовые деревья могут украсить любую территорию в любительских садах, сельских усадьбах, коттеджных участках, не говоря уже о территориях около санаториев, домов отдыха, разных учреждений, школ, в городских садах и парках.
Уже с глубокой древности плодовые растения использовались с декоративными целями, создавались парки-сады. Наибольшую известность получило одно из семи чудес света – «висячие сады» царицы Семирамиды (810-782 г. до н.э.) в Вавилоне. В Древней Греции и Риме также были знаменитые сады. Отсюда опыт по их устройству распространился по всей Европе. Сначала плодовые деревья выращивали в парках в естественных формах, а позже в искусственных. Формовое садоводство расцвело в 17-19 веках во Франции, затем в Италии, Бельгии, Германии, Англии. В России оно начало развиваться в конце 19 века. Этому много способствовал знаменитый садовод Л.П. Симиренко, выпускавший из своего питомника в довольно больших количествах саженцы для формовых садов. Формовые плодовые деревья можно увидеть, например, в Главном ботаническом саду АН в Москве, но наиболее полно они представлены в бывшем Центральном республиканском ботаническом саду АН Украины (ныне Главный ботанический сад НАН Украины). Формовой сад в последнем ботаническом саду создан под руководством и непосредственном участии И.М. Шайтана.
Во время проведения очередной осенней выставки-ярмарки в Коске «Россия» проходила конференция по использованию плодовых и ягодных растений в декоративном садоводстве, организованная Свердловской селекционной станцией садоводства. В рамках этой конференции рассматривались многие вопросы, связанные с использованием плодовых деревьев и ягодных кустарников в декоративных целях. Однако вопросы формового садоводства не затрагивались. Поэтому я выступил с небольшим сообщением о посещении экспозиции формового сада в Центральном республиканском ботаническом саду АН Украины. Рассказал о незабываемом впечатлении, оставшемся после этого посещения. По моему мнению, для пропаганды формового садоводства у нас следовало организовать хотя бы небольшой уголок такого сада на территории Свердловской селекционной станции садоводства.
Для получения искусственных форм культурные сорта прививают на карликовые и полукарликовые подвои. В настоящее время существует множество искусственных форм – кордоны, пальметты, пирамиды и др. На садовых участках садоводов-любителей следует выбирать наиболее легко выполнимые, к которым, прежде всего, относятся разные кордоны. Кордоны также делят на простые (вертикальный, косой и горизонтальный одноплечий) и сложные (горизонтальный двуплечий и трехплечий, и V-образный). Кордоны (шнуровые формы) имеют одну или две скелетные ветви, по всей длине покрывающиеся плодами.
Вообще, выращивание формового сада требует наличие определенных знаний и навыков в обрезке и формировании плодовых деревьев и сопряжено со значительными затратами времени и труда. По указанной причине для формового сада в наших условиях следует выбирать только сорта, обладающие очень высокой зимостойкостью и способные сохранять свои кроны после особо морозных зим. При выращивании в виде горизонтальных кордонов и расположении их на высоте 20-30 см от поверхности земли могут использоваться и сорта с хорошей и средней зимостойкостью.
Для вертикального кордона и его модификаций пригодны яблони на карликовых клоновых подвоях, груши на айве обыкновенной ирге, кизильнике, черноплодной и обыкновенной рябине и боярышнике. Для горизонтального кордона также пригодны яблони и груши на указанных подвоях. Плодовые растения при выращивании их в виде вертикального кордона высаживаются на расстоянии 40-50 см в ряду и 60 см между рядами. Рост деревьев в высоту ограничивают 3 м. Плодовые растения для косого кордона высаживают на таких же расстояниях. Чаще всего косой кордон используется для посадки у стен зданий для их декорирования. Горизонтальный кордон занимает очень мало места и у нас может использоваться для экономного выращивания.
3. формирование горизонтального одноплечего кордона.
Кордон - искусственная форма дерева, состоящего из одной (одноплечий кордон) или двух (двуплечий кордон) ветвей, на которых располагаются плодовые образования; различают вертикальный, горизонтальный и наклонный кордоны.
Горизонтальный одноплечий кордон
Это искусственная форма кроны плодового дерева, состоящая из одного горизонтального ствола, на котором равномерно размещаются обрастающие ветви. Горизонтальный одноплечий кордон может быть одноярусным, двух-, трех- и четырехъярусным. Для формирования кордона необходимо создать опору, которая состоит из коротких вертикальных столбиков и ряда или нескольких рядов проволоки в зависимости от количества ярусов кордона. Первый ряд проволоки натягивают на высоте 50 см от поверхности почвы. Для формирования кроны саженцам дают расти свободно, то есть вертикально, в течение первого вегетационного периода, следующей весной во время активного сокодвижения ствол саженца сгибают, придают ему горизонтальное положение с углом сгиба 90° и закрепляют в нескольких местах, чтобы зафиксировать в заданном положении. Если древесина не очень пластична или ствол достаточно толстый, в месте сгиба делаются неглубокие насечки коры и частично древесины. Чтобы регулировать размещение обрастающих ветвей на внешней верхней части кордона проводят удаление почек, центральный проводник при этом подвергают лишь слабой обрезке, не более 1/3 его длины. Плодоносные ветви нарастают по бокам и с нижней стороны кордона. Для стимуляции и усиления роста побегов верхушку центрального проводника приподнимают вверх.
Применяется горизонтальный одноплечий кордон в основном для формирования сортов яблонь на слаборослых подвоях, реже для груши, привитой на айве, расстояние между деревьями 3-4 м. Горизонтальный кордон. "Эту форму можно горячо рекомендовать из-за легкого ведения ее, малой площади, ею занимаемой, прекрасных и многочисленных плодов, приносимых ею, и из-за красивого вида длинных гирлянд из цветов, листьев или плодов. Она была выведена Ж.Л. Жаменом в 1840 году и вскоре приобрела известность и обширное распространение... (Верье, кстати, изобрел свои пальметты в начале XIX века. - автор)... Мы считаем выгодным вести в ней только три культуры: яблони, груши и виноград. У всех остальных деревьев рост слишком силен, чтобы можно было ограничить их столь малым пространством".
Работая с кордонами, Гоше пришел к следующим выводам: а) двухсторонние кордоны предпочти-тельнее односторонних; б) применять следует карликовые подвои; в) сажать односторонние деревья одного этажа не ближе 3-х м друг от друга; г) не стоит аблактировать концы кордонов друг с другом – это затрудняет исправление ослабевших или больных деревьев; д) многоэтажные кордоны следует применять только при большой необходимости: если ими обсажены грядки, они мешают ходить и работать. И тут я живо представляю себе грядки, обордюренные кордонами в треть метра выстой. И яблони с грушами – ровненьким рядком на фоне зелени морковки. Ей богу, здорово!
Вывод кордона прост. Весной саженец на высоте 30–40 см сгибается под возможно более правильным прямым углом (второе плечо также должно получить прямой угол), для чего стволик привязывается к колышку, а плечо – к проволоке. Но макушку загибают вверх: так она будет расти сильнее, и появляющиеся из плеча побеги будут не таким сильными. На плечах пробуждаются практически все почки, стимулируя отстающие надрезами пилой (крышеобразный надрез) над почкой. Все обрастающие побеги прищипывают на 2–3 почки, не давая им вырастать больше, чем на 10–12 см, то есть примерно раз в неделю – две. Продолжение плеча вообще не прищипывают. Ближе к осени его привязывают к проволоке, опять загнув макушку кверху.
Живой забор
Соединив кроны растущих рядом вишен, терна, рябины, можно получить оригинальный сетчатый забор, который отгородит сад от любопытных взоров. Используют такие живые решетки и в качестве стенок для беседки.
Для создания необходимой изгороди высаженные на расстоянии 50-80 см друг от друга саженцы-однолетки формируют в виде двуплечих косых кордонов с высотой штамба 30-40 см. Для этого ветви направляют по шпалере так, чтобы получилась буква V. Когда саженцы подрастают, в местах перекрещивания побегов проводят аблактировку, и растения прочно срастаются друг с другом.
Аблактировка - прививка сближением, при которой стебли (плечи кордонов) растущих рядом растений соединяют друг с другом. В месте соприкосновения на привое и подвое срезают кору до древесины. Срезы совмещают, плотно прижимают и обвязывают. Так постепенно из посаженных рядом саженцев получается прочная изгородь с крупными ромбовидными ячейками.
Крупноячеистая живая решетка, дающая плоды, производит впечатление на любого, даже искушенного в садовых делах гостя.
Список литературы:
1. Аристократы сада. М. Александрова. 2000,Москва ЗАО « Фитон +»
2. Хвойные растения в вашем саду. М.С. Александрова. 2000, Москва, ЗАО « Фитон +»
3. Цветы в саду и ландшафтный дизайн, Москва, Аделант, 2002.
4. Декоративные древесные растения. Иванова З.Я., А.А. Перепадин, Симферополь: таврия, 2003.
5. Вечнозелёные хвойные растения. А.А.Карпов, Ростов н/Д: Феникс, 2004
6. Энциклопедический словарь юного земледельца, Москва, «педагогика, 1983
7. Фэн-шуй. Растения на дачном участке.- СПб.: Питер, 2004.
8. практическая энциклопедия. Ландшафтный дизайн.- Москва, «Росмен», 2002.
#формовый_сад #анютиныглазки #виола #фиалка #цветы #сад #дачат#садоводство