Новости

Рулонный газон под соснами

Рулонный газон под соснами в Севастополе

Искусственный газон в Севастополе

искусственный газон в Севастополе, +79787083787

Детская площадка 


Все новости




Facebook
Google+



Кабинет министров Украины Национальный аграрный университет
Южный филиал  «Крымский агротехнологический университет»

 

Контрольная работа по ландшафтной архитектуре.

Выполнил: студент 4 курса
 Факультета ЛСП и ОХ
 Специальности садово- парковое  хозяйство
  Заочной формы обучения
Рябчевский Сергей

 

Симферополь 2006.

 

1. Классификация ландшафтов (естественные и антропогенные) и их особенности.
Природный ландшафт состоит из природных взаимодействующих компонентов и формирующихся или уже сформировавшиеся под влиянием природных процессов.
 Антропогенный ландшафт состоит из природных и антропогенных компонентов, формирующийся под влиянием человека и природных процессов.
Культурный ландшафт - сознательно изменённый человеком для удовлетворения своих потребностей и постоянно поддерживаемый в нужном состоянии. Одновременно способный продолжать выполнять функции поддержания здоровой среды.
Акультурный ландшафт – возникший при не рациональной деятельности человека. (Карьеры, отвалы, свалки) Он отрицательно психологически действует на человека и отрицательное действие на соседние ландшафты.
Декоративные стили в ландшафтном дизайне.
Самый сложный вопрос в характеристике садово-паркового искусства – его стилистическая направленность. Стиль в ландшафтном дизайне – это определенная трактовка основных правил и приемов планировки.  В понятие стиля входит планировочное решение сада, использование определенных растений, тип декоративного мощения и даже форма садового оборудования и малых архитектурных форм. Стиль сада определяется архитектурным стилем, в котором построены основные строения. Но в большей степени это дело вкуса и отражение  стиля жизни владельца  сада. Современные стили малого сада только соприкасаются со стилистикой садов прошлого. В ландшафтной архитектуре есть два основных стиля: регулярный и пейзажный. Они и являются основой для разных течений ландшафтного дизайна.
Регулярный стиль предполагает строгую симметрию  в планировке сада. Регулярному стилю присуще прямые линии и композиция. Эмоциональная особенность стиля – приподнятость, торжественность, театральность, строгость. Регулярный стиль роскошен. Стриженые деревья, орнаментальные цветники с обилием цветов и оттенков. Люди испытывают удовольствие  при ощущении порядка. Важным элементом регулярного сада  была вода: строгой формы бассейны с фонтанами, каскады. С низким партером резко контрастировали боскеты – ровно подстриженные в виде стенок деревья и кустарники. Садовники использовали их для создания в саду целой системы маленьких «зал» и «кабинетов». Какие-то идеи наверняка можно использовать в собственном саду. Уютным уголком может стать небольшая диаметром, полукруглая ниша со скамьей, отделенная от дома живой изгородью или вьющимися растениями.
Регулярный стиль ландшафтного дизайна. Иногда можно только удивляться тому, насколько некоторые реальные явления окружающего мира не соответствуют нашим представлениям о них. Так, например, англичане, которых принято представлять сухими и чопорными, создали свободный пейзажный стиль ландшафтного дизайна. А французы, которые традиционно считаются нацией фривольной, чувственной и эмоциональной, явились родоначальниками упорядоченного регулярного стиля ландшафтного дизайна. Впрочем, если вспомнить, что англичане еще в начале 13-го века вынудили своего короля подписать Великую Хартию Вольностей, а Франция в эпоху Людовика XI, когда, собственно, и зародился регулярный стиль ландшафта, была вершиной абсолютизма, то все становится на свои места. Регулярный стиль садового искусства находится в русле идей классицизма. Лейтмотив этого стиля – порядок. Четкость плана и строгость линий – это главное, что отличает парки регулярного стиля. Чаще всего панорама такого парка разворачивается в одной плоскости. Если же рельеф этого не допускает, то территория оформляется в виде просторных террас, которые заканчиваются подпорными стенками и соединяются между собой широкими лестницами.  Примером такого сада является роскошный парк в Петродворце с его знаменитыми фонтанами. Разбивка его началась при Петре I и продолжалась при его преемниках, когда сады европейского стиля были в особой моде по всей континентальной Европе. Главный вход в парк регулярного стиля располагается обычно в его нижней части, а центральная точка – в верхней, и входящего сразу подавляет величественность открывающейся перед ним картины. Впрочем, не менее величественно панорама парка выглядит и сверху. Для регулярного парка подбираются растения, хорошо поддающиеся стриже. И следует отметить, что сады этого стиля нуждаются в особенно тщательном уходе. Стоит пренебречь этим правилом – и парк за несколько лет потеряет свою строгую красоту. К сожалению, нечто подобное произошло с парками курортов Абхазии, заложенными при Сталине, когда мода на регулярный стиль в ландшафтном дизайне вернулась вместе с имперским классицизмом в архитектуре. После трагических событий начала 90-х за этими парками перестали ухаживать, и сейчас они превратились фактически в дикий лес. В то же время парки регулярного стиля, за которыми постоянно ведется тщательный уход, сохраняют свою привлекательность десятилетиями и даже веками. Этот стиль по-прежнему считается основным при обустройстве правительственных резиденций.
Пейзажный стиль или английский, считается родиной паркового направления в Европе. Он пришел из Китая и Японии с их преклонением перед красотой естественных пейзажей и убеждением, что равновесие достигнуто и при живописном, ассиметричном расположении объектов. Ассиметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. Каждый участок может быть решен с более полным учетом его естественных ландшафтных особенностей. Именно из этого стиля мы можем заимствовать приемы оптического увеличения пространства, что важно для малого по площади современного сада. Цветов в Английском саду высаживалось мало. Цветники компоновались возле дома или водоема. Имеет большое значение характер растений, сочетание их формы и цвета. Дорожки из тротуарной плитки, широко применяется гравийный отсев или натуральный камень. Пейзажный стиль пришел с Востока – из Китая, где регулярного стиля вообще никогда не существовало. Позже это трепетное восприятие природы перекочевало на острова Японии. Пейзажный стиль ландшафта. Англия во все времена была самой свободной из всех стран, когда-либо существовавших на земле. Вольный дух баронов, вырвавших у короля Джона, младшего брата Ричарда Львиное Сердце, Великую Хартию Вольностей, и дух йоменов Робин Гуда из Шервудского леса продолжал жить в англичанах вне зависимости от причудливых поворотов истории. Оттого, наверное, и английские парки во все времена были похожи на этот самый Шервудский лес – только облагороженный, с аккуратно подстриженными газонами, удобными дорожками и тщательно продуманным расположением растений – так, чтобы пространство сада казалось более естественным, чем сама природа. В саду пейзажного стиля не бывает прямых линий и растений, выстроенных по линеечке. Извилистые дорожки соединяют куртины и отдельно стоящие растения, разбросанные в живописном беспорядке. Берега водоемов плавно изгибаются, и искусственные пруды невозможно отличить от естественных. Все в таком саду подчинено одной главной идее – следованию природным образцам. Однако если присмотреться, то можно заметить в устройстве английского сада своеобразный порядок – след мысли дизайнера ландшафта. В высадке растений соблюдается определенная иерархия. Они высаживаются ярусами – большие деревья, подлесок, кустарники, цветы, газон. Для этих композиций, имитирующих природный пейзаж, подбираются растения, которые наилучшим образом сочетаются, друг с другом по цвету и фактуре. При проектировании английского сада учитываются даже сезонные изменения цвета листвы, травы и цветов. Оттого пейзажные сады одинаково великолепно выглядят и летом, и осенью, и даже зимой.
Итальянский стиль -  это разновидность регулярного стиля. Это небольшой садик возле виллы или парк, окруженный стеной или подстриженной живой изгородью. Площадь итальянского сада разбита (так же как в регулярном) на простые геометрические формы. В центре композиции располагается водоем или фонтан, а вокруг него цветники или мощеная площадка. Клумба в формальном стиле (круг, овал или квадрат). Патио, приподнятое на несколько ступенек примыкающее к дому, является характерным элементом итальянского сада. На террасе расставляется садовая мебель, вазоны с цветами, скульптуры. Скульптура – неотъемлемая часть итальянского  стиля. Скульптурное оформление фонтанов, гротов, цветников, аллей придает итальянским садам сильное эмоциональное  восприятие. Деревья и кустарники в итальянских садах и парках обычно стригут в форме куба или шара. Дерновые скамьи и террасы – это тоже часть итальянского сада.
К концу Х1Х  в. наметилось относительно ясно выраженное новое стилистическое направление, родственное архитектуре «модерна». Стиль модерн отличался простотой линий и объемов. Простые ограждения, строгие линии. Девиз садового модерна  - «чем меньше, тем лучше». Детали – строго контрастные. Контейнеры для цветов в виде бетонных емкостей или терракотовых горшков, простых по форме. В планировке сада преобладают геометризированные кривые линии. Мощение из плит, выложенных в виде геометрических рисунков с чередованием светлых и темных тонов, возможны вставки строгих линий из современных материалов.
Голландский сад как будто сошел с картин старых мастеров, сохранив свои традиции. Основой является хорошо ухоженный газон, по его периметру высаживается миксбордер из цветов и красивоцветущих лиственных кустарников. Вдоль забора – стриженая изгородь. Отличительной чертой голландского стиля является наличие атрибутов сельской жизни – маленькая тачка  с поставленными на нее цветами, садовая скульптура.
Японский сад стал излюбленным стилем малого сада. Это театрализованный миниатюрный садик с фонариками, мостиками и зонтиками. Каждая деталь несет в себе  сложный внутренний смысл. Мощение дорожек в виде имитации волн на песчаном или гравийном покрытии. Принцип японского сада – ощущение спокойствия и отдыха, созерцание природы и миниатюризация. Некоторые сады подобны иероглифам, и нужно уметь их читать. Японский сад компонуется главным образом из вечнозеленых деревьев, где зонтичная сосна – одна из ведущих культур с использованием камней различных оттенков и форм создает в садах необычайное разнообразие. В теории японского садового искусства существуют разные по сложности композиции. Наиболее простая – стиль Со и наиболее сложная – стиль Дзио. Эти композиции рассматриваются в решении двух типов садов – плоский и холмистый. Японский сад украшается антикварными предметами, каменными фонарями и вазами. Среди цветочных «японских» растений в России акклиматизировались хоста и астильба. Японский стиль ландшафта. Японский сад – это органичная часть всей японской культуры, в основании которой лежит удивительный синтез национальной религии синто и особой разновидности буддизма – философии дзен. Большинству европейцев японская культура кажется парадоксальной и странной. И это неудивительно. Ведь дзен отдает предпочтение чувствам и интуиции, просветлению и озарению, и здесь неуместен свойственный европейцам рациональный подход. По этому принципу построено японское искусство, японская поэзия, японская икебана и, конечно, ландшафт японских садов. Японский сад может состоять из тринадцати камней, один из которых всегда скрыт от взгляда. Японский сад может состоять из одного дерева. Наша компания при посадке деревьев для данного вида ландшафта подберет и предложит заказчикам наиболее подходящие виды растений.  Японский сад может иметь несколько шагов в длину и ширину, и, делая эти шаги, вы будете перешагивать через растущие в нем деревья. Об этих деревьях стоит рассказать особо. Они широко известны в мире под названием бонсаи, и их выращивание – это сложный кропотливый труд.
Бонсаи – это самое настоящее дерево, которое в естественных условиях могло бы вырасти до многометровой высоты. Но, подрезая особым образом его корни и крону можно превратить дерево в маленькое растение с причудливо изогнутыми ветвями и изящными миниатюрными листьями. Японская культура лишена стремления к гигантизму и к избыточной роскоши. И в ландшафте японского сада не бывает ничего слишком большого, слишком яркого и слишком вычурного.  В японском саду  не увидите буйства растительности и калейдоскопа цветов и красок. Но в то же время здесь нет и ничего второстепенного. Можно сказать, что каждый элемент ландшафта сада является центральным. И больше того – представляет собой центр маленькой вселенной. Стоит убрать любую деталь – и гармония нарушится. Вода, дорожки, камни, маленькие, но изумительные в своем изяществе садовые бонсаи, ветви цветущей сакуры и белые лотосы на воде – все в японском саду навевает мысли о вечном, о бесконечном совершенстве мироздания, о плавном круговороте жизни и о нирване, как месте безграничного покоя.
Американский стиль – законодателями стали первые американские колонисты. Основные материалы строительства – кирпич и доски используются и при оформлении сада. Мощение из плитняка, либо дощатые настилы. Для дорожек часто используется покрытие из щепы. Популярны анималистические скульптуры из дерева и камня. Контейнеры для растений – из терракоты, выкрашенной в белый цвет. Основное настроение стиля – мягкий, ленивый темп жизни. Поэтому преобладают солнечные веранды, перголы, увитые цветущими лианами. Садовая мебель – традиционный гамак, складные кресла с плетеными спинками.
Сельский стиль, «деревенский» стиль определяется близостью к природе. Текстура и цвет составляющих элементов сада повторяет материалы, из которых построен дом – дерево, кирпич или естественный камень. Большое количество цветов всевозможных расцветок – особый шарм деревенского сада. Растения, в том числе и цветы не изысканных садовых форм, а простые, скромные. Садовые строения, сараи, и хозяйственные постройки закрыты лианами. Лучшие места в саду отводят под овощные культуры. Садовую мебель лучше сделать своими руками из природных материалов: чурбаны вместо стульев, стол из спиленного дерева. Емкости для растений – простые глиняные горшки, мощение дорожек – из плитняка или кирпича. Даже простые цинковые ведра и лейки служат не только для полива, но и как элементы  декора. Ограждения – только из досок или плетень, кирпичные стены  и ограды из «старого» кирпича, изобилие лиан (хмель, дикий виноград).
Русский стиль. Русский человек всегда отличался искренней любовью к природе, перемудрить которую, переиначить на свой лад ему и в голову не приходило. Русский загородный сад с липовыми аллеями и дубовыми рощами, зарослями сирени и шиповника, лесной таволги и пестротой цветущих лужаек, был естественным продолжением окрестных лесов, но и одновременно продуманным доходным хозяйством. Красота и польза соединялись в поэтический образ сада, все составляющие которого взаимно дополняли друг друга. Естественный природный сад, столь распространенный ранее на Руси, в наше время получает все большую популярность, и, по-видимому, именно этот вид сада станет образцом сада будущего и представителем того самого нового стиля, все более распространяемого во всем мире. В Германии это «натургарден», в Англии – «экогаден», во Франции – «жарден дю натур»….. в настоящее время этот стиль очень востребован, и пользуется популярностью.
Мавританские сады. Мусульманские (мавританские) сады зародились в ту эпоху, когда бедуины из аравийских пустынь стали завоевывать большие города, переселяться в них и обустраивать их сообразно своим представлениям о красоте и комфорте. С одной стороны, эти сады являются прямыми наследниками роскошных садов древнего Востока – тех самых, которые в античные времена относили к числу чудес света. А с другой стороны, мусульманские сады несут на себе отпечаток исламских легенд, а также особого отношения к воде, характерного для бывших жителей пустынь. Центром жизни в пустыне всегда был оазис, а центром оазиса – источник воды. Подобным образом устроен и ландшафтный дизайн мусульманского сада. Его центром обычно служит водоем или фонтан, от которого по сторонам света расходятся аллеи или каналы – как четыре реки, согласно Корану, вытекающие из райского сада. Эти «реки» делят сад на четыре равные части, и в центре каждого квадрата снова можно увидеть источник воды. И если сад велик, то большие квадраты делятся на четыре меньших. Геометрическая правильность ландшафта сада органически сочетается с буйством растительности. Растения в мавританском саду высаживаются свободно и не подвергаются стрижке. Разноцветье трав, листы и цветов и разнообразие превосходных ароматов – еще одна отличительная черта мусульманского сада. Такой сад словно пытается повторить в миниатюре образ мусульманского рая. Недаром основатель секты исмаилитов Хасан ибн Саббах использовал сад в одной из своих крепостей для воспитания преданности. Новых приверженцев секты, одурманив наркотиками, переносили в роскошный сад, где среди деревьев и цветов бродили юные девственницы, и, очнувшись, новичок не сомневался, что он уже в раю. А когда, утомленный любовью и вкушением яств и вина, он снова засыпал, его переносили обратно в крепость и говорили, что только верность Хасану ибн Саббаху и беспрекословное выполнение приказов позволит вернуться в райские кущи навечно.
Однако наивысшего расцвета мавританские сады достигли в средневековой Испании. Когда испанские христиане отвоевали у мусульман Альгамбру, они испытали настоящее потрясение, увидев эту неземную красоту.
Именно испанская разновидность ландшафтного дизайна мусульманских садов легла в основу мавританского стиля, существующего и поныне. Эти сады отличались небольшими размерами – ведь они, как правило, занимали внутренние дворики дворцов и домов. Но, как известно, невозможность развернуться в ширину способствует развитию в глубину. Утонченность и изысканность мавританских садов остается непревзойденной. Это дивное сочетание воды, воздуха, деревьев, цветов и трав, богатство цвета, ароматов и звуков смело можно отнести к наивысшим достижениям ландшафтного дизайна на все времена.
Китайский стиль ландшафта. Япония и Китай находятся рядом и имеют давние связи. Японская культура очень много взяла у Китая – но все же наряду с элементами сходства между этими двумя культурами существуют разительные отличия. Если главной особенностью японского стиля ландшафтного дизайна является безусловная ценность любой детали, любого элемента системы, то в Китае на первый план выходит иерархичность, подчиненность одних элементов другим. Одна из ключевых идей китайской культуры – это гармония законов Вселенной, воплощенная в фэн-шуй – правилах и принципах, регулирующих взаимодействие человека с природой. Устройство ландшафта китайского сада подчинено законам фэн-шуй – законам гармонии и баланса. Причем речь идет не только о гармонии между элементами сада, но и о гармонии между садом и людьми. Можно сказать, что китайский сад – это проекция души его хозяина. И это делает каждый такой сад неповторимым произведением искусства. Китайский сад – одновременно творение человеческих рук и часть природы. Здания, сооружения, скульптуры и малые архитектурные формы гармонично вписаны в нем в искусно обработанный природный ландшафт. Для ландшафта китайского сада характерно стремление к идеальному балансу между водой и сушей, ровными и возвышенными участками, растительностью и свободным пространством. В отличие от японского сада, где нет второстепенных элементов, и любую деталь можно воспринимать, как центр вселенной, в китайском саду обязательно существует центральная композиция, вокруг которой выстраивается все остальное. Из этого центра, как правило, открывается наилучший вид на все пространство сада, а с другой стороны, находясь в любой точке сада невозможно усомниться в том, где находится его центр. В этом проявляется иерархичность китайского стиля. В противоположность японскому саду с его мягкими тонами и плавными цветовыми переходами, китайский сад ярок и многоцветен. В особенности это касается так называемых «смеющихся садов». А сады «угрожающего стиля» наполнены причудливыми и вычурными элементами – нависающими скалами и обрывами, деревьями неестественной формы, страшными статуями мифических существ. Несколько ближе к японским китайские сады «идиллического стиля», но и они сохраняют описанные вше типично китайские особенности, к которым можно добавить еще одну. Если японский сад может быть сколь угодно мал и производить впечатление игрушечного, то китайский сад обычно просторен.
И если в настоящий полноценный японский сад можно превратить маленький укромный уголок приусадебного участка, то под китайский сад лучше выделить весь участок и подготовиться к основательному преобразованию его рельефа и убранства (озеленению, посадке деревьев, устройству цветников и пр).
Вмешательство человека в природу должно быть разумным. Человек изменяя ландшафт должен понимать все проблемы местности и только улучшать условия среды.

2. Формирование комфортности среды средствами ландшафтной архитектуры.
Защита застройки от транспортного шума и от локальных внутрирайонных источников осуществляется системой специальных зелёных насаждений. Однако озеленение рекомендуется применять в качестве дополнительного средства защиты от шума.
При использовании густых посадок специальной конструкции, имеющих плотную зелёную массу крон деревьев и кустарников, уровень шума снижается за счёт отражения, поглощения и трансформации частот звуковых колебаний. Наибольший эффект снижения звука достигается для диапазона высокий частот. Снижение уровня транспортных и других низкочастотных шумов зелёными насаждениями невелико. Специальные шумозащитные полосы могут снизить уровень шума на 8-10 дБА.
Эффект снижения уровня звука зависит от ширины полосы, дендрологического состава и конструкции посадок.
Ширина полосы должна быть не менее 10 м. Посадка деревьев в полосе может быть рядовой или шахматной (последняя более эффективна). Расстояние между деревьями не должно превышать 4 м, высота деревьев составлять не менее 5-8 м, кустарника – 1-2 м. Плотные посадки из деревьев и кустарников формируются из крупномерных быстрорастущих пород с густоветвящейся низкоопушенной плотной кроной. Подкроновое пространство должно быть закрыто кустарником в виде живой изгороди или подлеска.
Со стороны источника шума рекомендуется располагать наиболее густые посадки зелёных насаждений.
Более эффективны для шумозащиты зелёные насаждения из хвойных пород, шумозащитные свойства которых не зависят от времени года. Однако в условиях города они растут плохо, и поэтому их целесообразнее объединять с лиственными породами деревьев.
Конструкция специальных полос зелёных насаждений приведена на рис.1, а эффективность снижения шума полосами зелёных насаждений в таблице 1. 
Таблица 1. Характеристика полос шумозащитного озеленения.
Ширина полосы, м Конструкция шумозащитной полосы Снижение уровня шума за полосой зелёных насаждений, дБА
10 Три ряда лиственных деревьев: клёна остролистного, вяза обыкновенного, липы мелколистной, тополя бальзамического (в рядовой конструкции посадок) с кустарником в живой изгороди и подлеском из клёна татарского, спиреи калинолистной, жимолости татарской. 4-5
15 Четыре ряда лиственных деревьев: липы мелколистной, клёна остролистного, тополя бальзамического (в рядовой конструкции посадок) с кустарником в двухъярусной живой изгороди и подлеском из акации жёлтой, спиреи калинолистной, гордовины, жимолости татарской. 5-6
15 Четыре ряда хвойных деревьев: ели, лиственницы сибирской (в шахматной конструкции посадок) с кустарником в двухъярусной живой изгороди из дерна белого, клёна татарского, акации жёлтой, жимолости татарской. 8-10
20 Пять рядов лиственных деревьев: липы мелколистной, тополя бальзамического, вяза обыкновенного, клёна остролистного (в шахматной конструкции посадок) с кустарником в двухъярусной живой изгороди и подлеском из спиреи калинолистной, жимолости татарской, боярышника сибирского.  6-7
25 Шесть рядов лиственных деревьев: клёна остролистного, вяза обыкновенного, липы мелколистной, тополя бальзамического (в шахматной конструкции посадок) с кустарником в двухъярусной живой изгороди и подлеском из дерна белого, боярышника сибирского, клёна татарского. 7-8
30 Семь- восемь рядов лиственных деревьев: липы мелколистной, клёна остролистного, тополя бальзамического, вяза обыкновенного (в шахматной конструкции посадок) с кустарником в двухъярусной живой изгороди и подлеском из клёна татарского, жимолости татарской и др. 8-9
Регулирование ветрового режима. Основным средством регулирования ветрового режима в городской среде является застройка. Однако для создания желаемого микроклиматического эффекта и как дополнительного средства регулирования режима аэрации используют озеленение.
Надёжную ветрозащиту на продуваемых участках для районов с неблагоприятным ветровым режимом могут обеспечить хорошо развитые плотные посадки деревьев и кустарников. Перед большим зелёным массивом в зоне 50-70-метровой ширины скорость ветра снижается в 2 раза. Небольшой зелёный массив оказывает смягчающее действие в зоне до 150 м, массив более 3 га – до 200 м, массив в 15 га – до 800м.
Хорошим ветрозащитным эффектом обладают специальные ветрозащитные посадки из нескольких полос зелёных насаждений шириной 20-25 метров на границе жилой территории, расположенные на расстоянии четырёх высот зданий от застройки. Ветрозащиту обеспечивают посадки с наветренной стороны, перекрывающие разрывы между зданиями, в виде узкой полосы аллейного типа или древесно-кустарникового типа. На значительно продуваемых участках полосы зелёных насаждений должно быть не менее двух рядов с ажурностью 25-40 % (предпочтительно из вечнозелёных и хвойных пород деревьев).
Наличие разрыва (проезда) в длинной защитной полосе не оказывается заметного влияния, если ширина разрыва меньше её высоты. Применение  зелёных насаждений лиственных пород для зимней ветрозащиты на жилых территориях недостаточно эффективно из-за опадания листвы и заметного увеличения продуваемости  барьера.
Для сохранения условий проветривания при благоприятном ветровом режиме не следует применять многоярусные насаждения и плотную обсадку площадок и дорожек (предпочтительнее партерное озеленение). На локальных участках возможно использование газона с низким кустарником и деревьев с высоким (выше 3 м) штамбом. Следует избегать высоких живых изгородей (не более 0,75). Ориентация аллей, разрывы в зёлёных насаждениях и обсадка площадок определяются с учётом основных направлений ветров. Для оптимизации условий проветривания дворовое пространство жилых групп следует раскрывать в сторону зелёных массивов и водных пространств.
Использование малых архитектурных форм в виде беседок, пергол, навесов в целях благоустройства жилых территорий способствует обеспечению ветрозащиты локальных участков и достаточному воздухообмену.
Усиливают аэрацию местные конвективные токи, образующиеся за счёт разности температур воздуха над открытыми участками территории и озелененными. Размещение зеленых массивов на возвышенных участках жилой территории, а открытых площадок – на пониженных между озеленёнными участками территории способствует ещё большему усилению аэрации. В целях создания местных токов воздуха используют разновысотные объемы зелёных насаждений.
Ширину зоны, защищённой от ветра различными о конструкции полосами зелёных насаждений, ориентировочно можно определять в соответствии с рис. 2.
Нейтрализация загрязнения воздуха.
Зелёные насаждения, снижая силу ветра и задерживая ветровой поток, способствуют задержанию содержащихся в нём газов, пыли и снега.
С целью защиты жилых территорий от загрязнения выхлопными газами автомобилей применяют газо-защитное озеленение в виде полос посадок деревьев и кустарников с густо ветвящейся плотной кроной и низким штамбом. Со стороны магистрали по краю полосы высаживается живая изгородь. Для создания условий рассеивания газообразных ингредиентов ширина магистрали (включая полосы зелёных насаждений) должна быть в 2-2,5 раза больше высоты прилегающих сооружений.
Для снижения уровня загазованности отдельных локальных объектов рекомендуются древесно-кустарниковые насаждения плотной структуры.
Для уменьшения фонового загрязнения атмосферы необходимо предусматривать посадки фильтрующего типа (ажурной структуры).
Эффективность поглощения вредных веществ защитной полосой зависит от её структуры ассортимента деревьев и кустарников. Подбор породного состава осуществляется с учётом степени стойкости растений к газам.
Эффективность газо-защитных полос различной конструкции, %, в зависимости от приемов озеленения:
Однорядная посадка деревьев с живой изгородью из кустарника шириной 10 м. 5-7
Двухрядная посадка деревьев с живой изгородью из кустарника шириной 20-30 м 7-15
Трёх-четырёх посадка деревьев с живой изгородью из кустарника шириной 25-30 м 10-15
Бульвар шириной 70 м (рядовая и групповая посадка деревьев и кустарников) 10-15
Многорядная посадка деревьев или зелёный массив шириной 100 м 25-30
Вертикальному проветриванию способствует чередование озеленённых и открытых участков территории: над застроенной территорией из-за перегрева поверхности покрытий и стен сооружений образуются восходящие потоки загрязнённого воздуха, поступающего из зелёных посадок.
Листва деревьев и кустарников способствует очищению воздуха о пыли. В ассортимент пылезащитных насаждений включают растения с шероховатой, морщинистой листвой, густым ветвлением и большой массой листьев (айлант, вяз шершавый и перистоветвистый, клён ясенелистный и остролистный, иву белую плакучую, тополь канадский, каштан конский, бересклет бородавчатый, сирень обыкновенную и т.п.)
Инсоляция и регулирование микроклимата.
Озеленение жилых территорий проектируется не только с учётом обеспечения нормативной продолжительности инсоляции, но и условий перегрева внешней среды – уменьшения тепловых нагрузок от прямой и отражённой радиации.
Зелёные насаждения являются эффективным средством регулирования температурно-радиационного режима. Суммарная радиация среди насаждений может быть снижена до 95 % в зависимости от плотности кроны деревьев. Нагрев поверхности под деревьями уменьшается на 8-25 С по сравнению с открытыми участками. Поверхности, покрытые вьющимися растениями, получают радиационного тепла в 1,5-15 раз меньше по сравнению с поверхностями, свободными от растений. Температура приземного слоя воздуха (200 см) над газоном  на 1,5 С ниже, чем над асфальтом, и на 1С ниже, чем над грунтом. Расход большого количества тепла в среде зелёных насаждений на транспирацию создаёт условия понижения температуры и повышения относительной влажности, что имеет существенное гигиеническое значение.
Зелёными насаждениями защищают от прямого солнечного облучения пешеходные пути, площадки отдыха населения, детские и спортивные площадки. При этом для затенения с 11 до 15 ч используют деревья с широкой кроной, после 15 – пирамидальные с ажурностью менее 50 %. Защиту пешеходных путей, площадок отдыха и других территорий от воздействия отражённой дорожными покрытиями радиации можно осуществить экранированием с помощью зелёных насаждений высотой 2 м. экран размещают со стороны источника отражённой радиации на расстоянии 0,5-1 м от края защищаемого участка. Отражённую стенами радиацию можно экранировать зелёными насаждениями высотой не менее 2 м при 5-этаэной застройке и не менее 3 м - при 9 этажной. Во втором случае предпочтительнее деревья с пирамидальной кроной (кроме вечно зелёных) в сочетании с кустарником в форме живой изгороди. Не допускается применять в качестве экранирующих насаждений вечнозелёные растения высотой 3 м и более, так как при этом ухудшается инсоляция помещений первого этажа в зимнее время.
Таблица 2. регулирование микроклимата элементами озеленения и внешнего благоустройства.
Элементы озеленения и внешнего благоустройства Снижение температуры Повышение относительной влажности воздуха, % Снижение скорости ветра, % Снижение интенсивности прямой солнечной радиации, %
 воздуха поверхности   
Массив зелёных насаждений:
- полнотой 0,8-1
- группа деревьев
- рядовая посадка деревьев
- газон цветник 
3,5-5,5
1-1,5
1-1,5
0,5 
25-20
12-20
12-19
6-12 
10-20
4-6
4-7
1-4 
50-75
20-40
30-50

95-100
94-96
95
-
Кондиционерная установка,сплошная завеса воды высотой до 2,5 м 


40 

-
Фонтан  1,5-3,5 - 5-10 - -
Пергола, увитая вьющимися растениями  
1,5-1 


20-30 
80
Навесы  0,5-0,8 - - 20-40 20-100

В таблице 2 приведены данные влияния зелёных насаждений и элементов внешнего благоустройства на улучшение микроклимата жилых территорий в условиях перегрева городской среды.
Комплексная оценка состояния окружающей среды дает возможность при реализации проектного решения определить защитные градостроительные мероприятия и средства ландшафтной архитектуры и сформировать комфортные и здоровые условия для населения на территории жилой застройки.

 

3. Ландшафтная композиция сада в стиле модерн.
  Сад в стиле модерн, как правило, имеет формальные очертания, но при этом не придерживается строгой симметрии. Сад в стиле модерн модное течение в архитектуре и как следствие в саду, появившееся в конце XIX – начале XX в. Модерн соединил европейские и восточные художественные традиции. Сад на первый взгляд — вариант ландшафтного стиля, но более лаконичен. В сравнении с восточными садами содержит меньшее количество элементов, небольшой набор растений, возможно использование аксессуаров, но количество их минимально. Вся планировка подчинена центральной точке — дому, а это скорее признак регулярного стиля. Развитие планировки «по спирали», типичное для модерна, подчеркивается чередой открытых пространств, расходящихся от дома.
Имитируя идею свободного пространства, модерн упростил форму. Разнообразие элементов невелико. Господствует солитер, много свободного пространства.
Стиль модерн всегда отличался простотой линий. Сад, устроенный в этом стиле, представляет собой открытую комнату, примыкающую к дому. Она лишена каких-либо украшений, имеет строгие очертания. В центре, как правило, расположен бассейн. Белые стены могут украшаться темными решетками. Принцип устройства участка в стиле модерн — простота и отсутствие громоздкости.
   Растения должны также соответствовать данному стилю. Растения подбираются с плотной и четкой структурой. Предпочтение отдается деревьям с интересным рисунком ветвей, который хорошо виден при солитерной посадке. Среди лиственных пород выбирают растения с крупными и оригинальными листьями. Часто обыгрывалось сочетание плодовых деревьев с хвойными. Хвойные деревья подбираются либо с плотной кроной четкого контура, либо, как сосна горная или лиственница, — с интересным изгибом ветвей. Из травянистых растений в саду непременно должны быть пионы и лилии, но самый любимый цветок модерна — ирис с его причудливо изогнутыми лепестками сложной несимметричной формы.
Лианы являются также неизменным атрибутом стиля модерн, как живые, так и в виде декоративных элементов фасада, мебели, забора, калитки, фонарей. Из лиан подойдут девичий и амурский виноград, каприфоль.
Сюда идеально подойдут хоста и гладиолусы со своими остроконечными листьями, а также декоративные травы. Цвета должны быть чистыми, без различных примесей и оттенков, и строго контрастировать друг с другом.
   В качестве ограждений используются решетки темных тонов. Контейнеры для растений изготавливают из бетона или выполняют в виде терракотовых горшков простой формы. Поверхность вымощена плитками в виде геометрических рисунков из плит двух цветов — черного и белого. Здесь возможны вставки из гальки. Мебель строгой формы лишена всяческих украшений и изготовлена из современных материалов — пластика и алюминия.
Линии дорожек, газонов, водоемов отличаются текущей плавностью изгиба и чистотой линий. Скорее всего, именно линии и являются самой характерной чертой этого стиля. Ему соответствуют растения, безусловно, на первом месте бородатый ирис (символ модерна), пионы, примулы, розы, лилии, нарциссы, лианы. Присутствуют обязательно – хмель, жимолость каприфоль, клематис. Многие декоративные элементы – беседки, перголы, скамьи, решетки, фонари, ограды - выполнены из кованного железа, соответствующего дизайна. Украшают сад модерн декоративными элементами – вазами, скульптурами, садовой мебелью, выполненной в стиле модерн.
Эти сады достаточно сложны в исполнении, требуют утонченного вкуса и чувства меры. Они дорогостоящи. Основные цвета чистые и контрастные: белый, синий, желтый, фиолетовый. Дополнительные, природные цвета – серый, голубой, терракотовый, черный.
Открытые пространства поделены между газонами и мощениям. Причем газон всегда партерный.

 

Список использованной литературы.
1. Фен-шуй. Растения на дачном участке. М.Николаева, Ю.Тарасова-СПб.: Питер, 2004.
2. Ландшафтный дизайн. Практическая энциклопедия. Планирование, проектирование и дизайн приусадебного участка. - М.: «Росмен-Пресс», 2002.
3. Цветы в саду и ландшафтный дизайн. ООО «Аделант», 2002.
4. Всё о планировке сада. Тим Ньюбери, М.: «Кладезь – Букс», 2003.
5. Краткий Справочник архитектора. Ландшафтная архитектура. Киев.: «Будивельнык», 1990.
6.
www.luzhok.ru
7. "Мир & Дом Residence" Загородная недвижимость, ноябрь 2003